Бесплатно по России

Каталог товаров

Производители

Конкурсные закупки - друзья или враги?

В этой статье мы рассмотрим проблему «тендеров» и разберёмся как хорошая государственная инициатива стала частой причиной приобретения некачественных товаров.

Содержание

Что такое «тендер»?

Сначала немного терминов. Само слово «тендер» – это очередное иностранное заимствование, под которым в нашей стране обычно понимается вся совокупность процедур выбора поставщика товаров и услуг. Федеральный закон N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает несколько вполне конкретных вариантов закупок (статьи 24, 72, 83):

конкурс

Победителем признаётся участник закупки, предложивший лучшие условия контракта

аукцион

Победителем становится участник, предложивший наименьшую цену

запрос котировок

«Аукцион в миниатюре», применяется только при небольших суммах, но смысл тот же – побеждает участник с минимальной ценой

запрос предложений

Побеждает участник с предложением, наилучшим образом соответствующим установленным заказчиком требованиям, то есть тут могут учитываться как конечная стоимость закупки, так и иные неценовые факторы

Такие же понятия используются и в другом законе, затрагивающем сферу закупок: N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Как регулируется процесс закупок?

Торги за счёт средств государственного бюджета как правило проходят по 44-ФЗ, но те же бюджетные учреждения могут использовать и 223-ФЗ, если оплата пойдёт за счёт, например, собственных доходов. В настоящее время все процедуры закупок, попадающие под эти два закона, проводятся по большей части в электронном виде на специализированных торговых площадках (ЭТП), организованных в сети Интернет. Список площадок, позволяющих проводить торги в соответствии с 44-ФЗ, достаточно скромен – их на сегодняшний день всего 8. В отличие от 223-ФЗ, по которому работает уже несколько сотен ЭТП (хотя некоторые шаги по регулированию их деятельности и сокращению этого числа уже проводятся). Вообще следует отметить, что 44-ФЗ в целом более строг и требователен как к заказчикам, так и к потенциальным исполнителям. Что, однако, не избавляет ни тех, ни других от сопутствующих проблем.

Многие крупные коммерческие структуры также организуют свои электронные площадки для автоматизации процесса закупок и сокращения собственных издержек. Деятельность таких площадок с единственным заказчиком регулируется по большей части только собственными установленными порядками этого же заказчика. И их мы касаться не будем вообще.

Как проходят конкурсные процедуры?

В общих чертах большинство конкурсных процедур выглядят следующим образом: заказчик размещает уведомление о проведении закупки на электронной торговой площадке, дополняя его описанием объекта закупки (техническим заданием) и другими сопутствующими документами. Все желающие, имеющие доступ к данной ЭТП, публикуют в ответ свои предложения. По окончании срока приёма заявок проводится их анализ, в ходе которого из числа участников определяется победитель. После с ним заключается договор на поставку товаров или выполнение услуг. Суть же проблемы, с которой сталкиваются очень многие заказчики, состоит в том, что в итоге они зачастую получают совершенно не те товары или услуги, на которые рассчитывали. И причина тут кроется в самом начале процедуры закупки – на этапе формирования заявки и подготовки описания желаемого объекта.

Важность подготовки заявки и технического задания

Пункт 1 статьи 33 федерального закона N 44-ФЗ и практически соответствующий ему в вопросах описания объекта закупки пункт 6.1 статьи 3 федерального закона N 223-ФЗ предполагают, что в документации о закупке указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта. Допускается и указание конкретных товарных наименований – при условии сопровождения словами «или эквивалент». Указание же на конкретную модель допускается только в некоторых случаях. Например, если оборудование другого производителя будет попросту несовместимо с уже имеющимся у заказчика.

Но каждый такой случай потенциально может служить почвой для жалоб. Включим воображение и представим гипотетическую закупку. Заказчик использует оборудование под торговой маркой А – оно надёжное, качественное и на 100% соответствует его потребностям. А также оно в целом совместимо с оборудованием торговой марки Б. Но при этом такое соседство порождает массу проблем для специалистов заказчика, который всегда покупал только приборы марки А и хотел бы продолжать делать это и далее, что и указывает в заявке. Участник закупки – потенциальный поставщик – может включить в свою заявку оборудование марки Б – существенно более дешёвое, мотивируя это тем, что оно таки совместимо с маркой А. После отказа заказчика с указанием на необходимость приобретения именно марки А, несостоявшийся поставщик может подать официальную жалобу. И тогда уже заказчик будет вынужден приводить аргументы, доказывающие, что совместное использование оборудования А и Б принесёт больше проблем и в итоге никакой экономии средств от снижения цены закупки не случится, а будет перерасход на фонд оплаты труда тех, кто будет бороться с возникающими трудностями.

А если у заказчика нет специалистов по закупкам? Или просто нет времени и желания ввязываться в разбирательства? Он (скорее всего скрипя зубами) возьмёт, что дают. А ответственные за бюджет государственные службы порадуются – посмотрите, мы ведь сэкономили средства налогоплательщиков.

Есть и другая крайность. Например, не так давно одно из соседних учебных заведений проводило закупку встраиваемых светодиодных светильников для освещения помещений. По неизвестным нам причинам процедура дважды отменялась и только на третий раз дошла собственно до торгов. Но и тут не всё оказалось гладко. ТЗ было составлено с ошибкой – в описании светильников отсутствовали и электрическая мощность, и световой поток. Учитывая то, что в корпусах под потолки «армстронг» в рамках серии могут присутствовать модели от 10 до 100 ватт, такое упущение предлагало практически бесконечное поле для спекуляций. Чем и воспользовался участник, ставший победителем, предложив достаточное (по его мнению) решение и значительно снизив начальную цену лота – и за счёт характеристик, и за счёт качества. Можно ли считать его недобросовестным? Нет, ведь он предложил товар, соответствующий заявке – в чём же тут вина?

Описывайте желаемое как можно точнее

То есть получается если назвать конкретный товар – можно получить жалобу и штраф. Если не назвать – можно получить совсем не то, что ожидаешь. Как же быть? По сути законный выход только один – максимально подробно и детально описывать желаемое. В случае светильников – указывайте электрическую мощность, световой поток, цветовую температуру, тип КСС, количество светодиодов, ресурс работы, степень защиты IP, геометрические размеры, вес и пр. И даже способ крепления вплоть до расположения крепёжных отверстий – если вы думаете, что все подобные светильники крепятся одинаково, то совершенно не обязательно, что также думают и их производители. Это значительный объём информации, но его без всякого труда можно получить на сайтах ответственных производителей и поставщиков. Найдите хотя бы несколько подходящих светильников и вынесите их общие черты в описание желаемого объекта закупки. Не стесняйтесь пользоваться диапазонами указав, например, электрическую мощность от 32 до 36 ватт – так вы не только расширите возможное количество предложений, но и избежите двусмысленностей.

Например, светильник А имеет световой поток в 1000 лм, а светильник Б – в 1200 лм при одинаковой мощности. Казалось бы, светильнику Б нужно отдать предпочтение, ведь больше света – это лучше. Совершенно не обязательно. Если в соответствии со светотехническим расчётом вам для комфортного нахождения людей необходим поток максимум в 1000 лм, то 1200 – это уже перебор.

Хотя и тут возможны курьёзы. Не так давно наша компания участвовала в конкурсной процедуре на приобретение уличного освещения. Нами были предложены светодиодные светильники Pandora LED, проходившие (по нашему мнению) по всем техническим параметрам даже с некоторым запасом. А вот заказчик посчитал иначе. В заявке было указано консольное крепление под трубу с диаметром 48-50 мм. Наш светильник имел номинальный размер крепёжного узла 50 мм и вполне очевидную возможность затянуть его не только на 2, а на все 20 мм. Но то ли здесь сыграло роль сугубо формальное отношение к делу, то ли в принципе непонимание некоторых технических аспектов – наше предложение представителем заказчика было отклонено.

Можно ли попросить о помощи?

Постойте, скажете вы, это что же получается – для того, чтоб купить светильник, нужно нанимать в штат специалиста по светильникам для подготовки правильного ТЗ? Вовсе не обязательно. Статьёй 40 федерального закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность привлечения на контрактной основе сторонних организаций в том числе и для разработки документации. Следует только учесть, что в самой закупке эта организация после участвовать уже не сможет. Но нанимать кого-то для подготовки заявки – это опять-таки крайность. Просто для того, чтобы купить хороший светодиодный светильник, нужно хотя бы немного понимать, чем хороший отличается от плохого. А такую информацию любая серьёзная торгующая или производственная организация предоставит совершенно бесплатно – спросите любого менеджера.

Но вот и ещё один пример, когда даже консультация менеджера (и не одного) не спасла заказчика от проблем. В начале этого года в одном из крупных городов России планировалась масштабная реконструкция системы освещения. Стоимость работ и материалов только в первой очереди составляла порядка 100 миллионов рублей. Заказчик приступил к работе достаточно ответственно, связался с несколькими профильными компаниями – в том числе и с нашей – получив несколько предварительных предложений с вариантами реализации проекта. После были выработаны базовые требования как к самим светильникам, так и к системе управления освещением, которые вроде и должны были войти в окончательное техническое задание для проведения конкурса. Но не вошли. Точнее вошли – но почему-то в очень ограниченном объёме, который, опять-таки, допускал слишком большую ширину манёвра для недобросовестных поставщиков.

Примерно с этого места начались проблемы. Сначала с бюджетом – он был уменьшен практически вдвое. Причём цена проекта снизилась, а вот объёмы нет. И желаемая стоимость каждого прибора стала ниже разумного порога. Чуть позже это осознал и победитель аукциона. Новоиспечённый поставщик, доселе занимавшийся переработкой металлолома, с рвением взялся за реализацию этого масштабного проекта на пользу гражданам и государству. Но провалился. Оказалось, что надежды этой компании были связаны с неназванным отечественным производителем светотехнического оборудования, у которого в ассортименте в принципе не было готового подходящего прибора. После получения первых образцов (и то с опозданием), заказчик обнаружил полное несоответствие показанного продукта своим чаяниям. Горе-исполнитель получил ещё отсрочку, в ходе которой выяснилось, что на изготовление требуемой партии приборов с необходимыми характеристиками уйдёт не менее 3 месяцев. Такое нарушение сроков, естественно, оказалось недопустимым, и договор был расторгнут.

В виду существенной общественной значимости проекта, он находился на постоянном контроле у профильного министерства. После расторжения договора заказчик был фактически отстранён от данной работы, и она полностью перешла под контроль чиновников более высокого порядка. О дальнейшей судьбе проекта нам известно только то, что представители министерства продолжили общение непосредственно с заводами-изготовителями, по-видимому сочтя компании-дилеров полностью себя дискредитировавшими. Представителя заказчика также не остались без взыскания.

Тут стоит обратить внимание на ещё один нюанс. Форма аукциона априори предусматривает определение победителя по минимальной цене предложения. В такой ситуации чаще всего побеждают неизвестные китайские производители и непрофильные торгующие микроорганизации, не имеющие в штате специалистов по освещению и поэтому позволяющие себе работать с торговой наценкой на уровне 2-3%%. Связываться с такими поставщиками или нет – это уже личное дело каждое. Иногда сделки заканчиваются удачно и полученный товар даже похож на желаемый. Куда чаще – нет. Хотите иметь возможность принять более взвешенное решение – проводите конкурс. В этом случае вес будет иметь не только цена, но и качество.

А что вообще делать, если закупка уже прошла и результат на бумаге вроде тот, а по факту вроде и нет? Тогда статьёй 41 федерального закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность привлечения сторонних экспертных организаций для проведения оценки. А чтоб до этого не доводить – вот вам резюме: относитесь к закупкам светодиодных светильников тщательно.

Я лично видел ситуацию, когда светильник, совершенно подходящий по характеристикам на бумаге, вживую представлял собой столь печальное зрелище, что, проработав 15 минут, решил более не включаться, чем, кстати, и спас ситуацию.

Комментарий автора

Любителям хитростей

Если вы хотите получить действительно качественный светильник – подумайте о включении в конкурсную документацию требования о предоставлении комплекта документов, подтверждающих заявленные технические характеристики, гигиенических сертификатов и сертификатов соответствия. Есть только один нюанс – требовать включения этих документов непосредственно в поступающую от претендента заявку вы не можете – это противоречит действующим правилам. Но включить соответствующее требование в договор поставки – пожалуйста, тут вы в своём праве.

Напоследок ещё одна история – теперь уже для поставщиков и по совместительству любителей капельку нарушить закон, заранее обо всём договориться и включить в информацию о закупке «особенные» условия – например, совершенно нереальные сроки. Иногда может получиться так, что и документацию сделали «под вас», и работать вы начали заранее, чтобы успеть сдать всё в установленные 3 дня после подписания контракта… Только вот контракт так и остаётся неподписанным – существует немало причин, по которым конкурсная процедура в последний момент может быть отменена. И хорошо если речь идёт о поставке товара – в конце концов его можно попробовать продать другим покупателям или вернуть поставщику. А если это услуги, которые уже оказаны, скажем, на 80%? С гордостью и не без некоторой доли злорадства можем сказать, что мы в такой ситуации ни разу не бывали.